Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют они всё , что видят вокруг себя и о чём мечтают. Как говорят психологи, детский рисунок отражает внутренний мир ребёнка.Итак, ваш ребёнок нарисовал рисунок.

Сосредоточьтесь на  сюжете. До трёх лет ребёнок “пробует ” карандаш или кисть. В этом возрасте ребёнок рисует в основном линии, круги, чёрточки. После этого он обычно придумывает, что изобразил или на что это может быть похоже.

К 3,5- 4 годам дети начинают рисовать человека. Появляется замысел рисунка. Родители не должны критиковать детские рисунки и говорить: ” Не похоже”, “криво”, “так не бывает” и.т.д. Наоборот, постарайтесь заметить в работах вашего ребёнка что-то необычное, почувствовать его внутреннее напряжение, его настроение.

Давайте попробуем вместе грамотно “прочитать” детские рисунки.

Предложите нарисовать ребёнку его семью и чтобы каждый член семьи был занят каким-нибудь делом. Не стоит отвлекать ребёнка в процессе, а в конце работы проанализируйте его рисунок. Помните, что содержание и качество рисунка зависят от возраста юного художника. Дети трёхлетнего возраста в основном рисуют людей, тело и голова которых представляет “пузырь ” с ножками.

Поэтому, анализировать рисунки лучше , конечно , детей 4- 5 лет. Например, ребёнок к 4 годам  рисует человека с руками и ногами- палочками. В 5 лет появляются глаза, туловище, голова, ноги, руки. В 6 лет- волосы, пальцы, нос, рот. A в 7 лет – шея, одежда, а руки и ноги изображены двойными линиями.

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Следует оценить порядок рисования, размер фигур. Самый  значимый для ребёнка член семьи изображается чаще всего в центре внимания и наиболее крупнее остальных. Самый же не симпатичный родственник располагается в основном вдали. Себя же ребёнок изображает рядом с тем родным, к которому у него наибольшая привязанность. Если ребёнок изобразил кого-нибудь спиной или в профиль, то между этим человеком и автором рисунка напряжённые отношения. Если случилась ссора или обида в семье, то ребёнок может просто не изобразить этого человека, с которым он поссорился. Например, один мальчик просто не нарисовал на рисунке своего отца, так как тот был с ним груб. Обосновал это просто-” папа уехал в командировку”. Одна девочка нарисовала всех членов семьи, позабыв о своей младшей сестрёнке. Девочка сказала, что сестра просто спит в другой комнате. Видимо, просто в этой ситуации ребёнку не хватает внимания матери, которое полностью направленно на младшую дочь.

Бывают такие ситуации, когда дети наоборот изображают несуществующих членов семьи. Нарисовав рядом со своей семьёй играющего на полу мальчика, ребенок всем сообщил, что возможно это его братик, который скоро должен родиться.

Обратите внимание на то, чем заняты члены семьи. Если они заняты одним общим делом, то в семье понимание и благоприятный семейный климат. Расстояние между членами семьи также имеет большое значение. Ребёнок рисует себя отдельно от остальных близких – это говорит об “изолированности” его от семьи. Также он может отделять родных друг от друга перегородками или вообще, поселять их в другие “комнаты”. В этом случае видны также проблемы в общении.

Отсутствие самого маленького художника на рисунке также говорит о том, что “ему нет места в семье ” и ребёнок в таком случае одинок. В этом случает стоит серьёзно задуматься о семейных отношениях.

Оценим манеру письма.

Присмотритесь к рисунку. Если у людей заштрихованы зрачки и большие глаза, то ребёнок возможно испытывает чувство страха. Если какая-то часть рисунка штрихуется, то можно также предположить тревожность юного художника.

Многочисленные украшения обычно рисуют девочки. Тем самым ребёнок хочет быть более замеченным,испытывает тягость к внешнему миру.

Слабый нажим карандаша и низкая детализированность встречается у детей склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных. Если у вашего ребёнка часто  меняется настроение, то в процессе рисования они то сильно нажимают на карандаш,то рисуют еле заметные линии. Импульсивные дети чаще всего не дорисовывают до конца рисунок, рисуют размашисто и чаще всего листа им просто не хватает.

Если ребёнок считает себя слабым и просто не верит в свои силы,то композиция приближена к какому-либо краю листа и детали изображены мелко.

Если ребёнок изобразил себя в открытой позе ( руки и ноги широко расставлены, образ крупный) , то ребёнок жизнерадостный и открытый. Более замкнутый ребёнок изобразит себя в “закрытой”  позе.

Палитра.

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья.

Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

На самом деле может показаться, что анализ детских рисунков не такая уж сложная задача. Но не торопитесь делать поспешных выводов. А если вас что-то настораживает и тревожит в рисунках ваших детей, лучше обратиться  к специалисту. Пусть поможет разобраться!

Удачи!